Копировальные аппараты для кинопленки
При обоих способах печати возможно применение аппаратов, в которых пленка продвигается непрерывно или прерывисто.
Рассмотрим принципиальную схему копировального аппарата с контактным печатанием при прерывистом продвижении кинопленок (ил. 45). Негатив и позитивная пленка 2 вытягиваются из кассет 3 и 4 зубчатым барабаном 5 и, образуя свободную петлю, поступают в фильмовый канал с экспозиционным окном. Кинопленки прерывисто продвигаются в фильмовом канале грейфером 6. Хрусталик 7, установленный в пульсирующей рамке, обеспечивает контакт кинопленок в момент печатания изображения. Экспонирование производится лампой накаливания 8 через матовое стекло или осветительную систему. Обтюратор 9 перекрывает световой пучок во время смены кадра. После фильмового канала обе кинопленки, образуя свободную петлю, поступают на зубчатый барабан 10, а затем на приемные кассеты 11 и 12.
При копировании кинопленки очень важно, чтобы экспозиционное окно, через которое происходит экспонирование кинопленки, имело равномерное освещение. Чтобы получить равномерное освещение, на пути светового пучка от лампы накаливания устанавливают матовое стекло или включают лампу в специальную осветительную систему. Последний способ дает лучшие результаты. Лампу или осветительную систему помещают е светонепроницаемый фонарь - часть кинокопировального аппарата.
Регулирование экспозиции при копировании осуществляют электрическим или механическим способом. В первом случае изменяют режим накала лампы. Во втором - на пути светового пучка устанавливают сменную диафрагму. Желательно иметь не сколько (7-20) ступеней регулирования
экспозиции.
По близкой к рассмотренной нами схеме построен кинокопировальный аппарат КАУ-16 (ил. 46) для контактной печати 16 мм фильмов.
Лентопротяжный и грейферный механизмы аппарата рассчитаны для одновременного протягивания двух пленок, но аппарат может протягивать и три пленки, что бывает нужно, когда используется так называемая трюковая печать.
Механизм кинокопировального аппарата приводит в движение электродвигатель, работающий от сети переменного тока 127 или 220В. На корпусе аппарата смонтирован переключатель напряжения сети. Механизм аппарата можно также проворачивать от руки, вращая шкив.
Источником света служит осветительная молочная или матовая лампа мощностью 40 или 75 Вт, которой пользуются в зависимости от плотности негатива. Регулирование экспозиции - механическое, с помощью диафрагмы Диафрагма состоит из двух шторок с фигурными вырезами. Сдвигая или раздвигая шторки, получают разные освещенности в экспозиционном окне. Установка диафрагмы осуществляется поворотом рычажка с указателем на одно из делений. Рычажок и указатель расположены на лицевой стороне аппарата. КАУ-16 имеет семь ступеней регулирования экспозиции.
Экспозиционное окно в фильмовом канале с внешней стороны закрыто красным стеклом; оно обеспечивает прижим позитивной кинопленки к негативу и одновременно позволяет просматривать изображение печатаемого кадра.
|
47. Установка для копировании фильмов с помощью киноаппарата - Экран - подающая бобина, на которую намотаны вместе чистая позитивная кинопленка и негатив с изображением. Эмульсионными сторонами друг к другу, 2 - приемная бобина, 3 - "Экране, 4 - при ставной осветитель |
Копировать можно как черно-белые, так и цветные кинофильмы, но при копировании цветных фильмов можно применять только механическое регулирование экспозиции, так как при электрическом регулировании изменяется спектральный состав печатающей лампы.
Печать фильма на аппарате производится со скоростью 4 кадр/с. В аппарате установлен однолопастный обтюратор с углом раскрытия вырезанного сектора 172°, и, следовательно, выдержка при печати составляет приблизительно 0,12 с.
Оптическую печать, несмотря на то, что она открывает более широкие возможности, использовать в любительских условиях сложно, и она может осуществляться только на специальных аппаратах, в профессиональных лабораториях на кино- или телевизионных студиях.
Кинолюбители, работающие на кинопленке форматом 2X8 мм, также могут печатать свои фильмы, снимая на негативную кинопленку и не разрезая ее, печатать позитив. В этом случае им придется монтировать фильм из позитива.
Печатать 8мм кинофильмы можно также с помощью киносъемочного аппарата "Экран". Для этого о задней стенке аппарата сделаны прорези, через которые пропускают снятый на обращаемую кинопленку фильм, с которого делают копию. Новая копия, полученная таким способом, называется дубликатом (позитив с позитива). Печатают его так, что кинофильм с изображением заряжается эмульсионной стороной к объективу, а гладкой - к светочувствительному слою позитивной пленки.
Свет от лампы, заключенной в специальный светозащитный фонарь, прилагаемый к киноаппарату, проходит через матовое стекло и падает на объектив, который направляет почти параллельный пучок света на экспозиционное окно и экспонирует позитивную пленку через изображение кадра. Резкость изображения на дубликате получается вполне удовлетворительной.
Схема установки для копирования фильмов на обращаемую кинопленку с помощью киноаппарата "Экран" показана на ил. 47
Печать на обращаемую кинопленку контактным способом можно осуществить и прикладывая эмульсионные стороны пленок одну к другой. Однако в этом случае копирование фильма следует производить от конца фильма к его началу. Фильмокопия, отпечатанная таким способом, должна будет демонстрироваться в кинопроекторе обратной стороной. Это не ухудшает качества кинопроекции. К концам рулонов подклеивают ракорды в обычном порядке, и тогда зарядку можно будет производить не раздумывая, как обычно эмульсией в сторону объектива.
Отпечатанный позитив, или дубликат, должен сохранять контраст и градации полутонов оригинала, иметь мелкозернистое изображение без потери резкости, а также безореольное изображение.
Подготовка кинофильма для копирования. Приступая к копированию, нужно прежде всего подготовить аппарат и негатив до проведения этой операции. Аппарат тщательно осматривают, протирают оптические элементы, проверяют работу механизмов, заряжая две новые пленки, склеенные в кольцо, и просматривают затем, не появились ли на них какие-либо потертости, полосы или другие механические дефекты при прохождении через лентопротяжный механизм.
Особое внимание необходимо уделить контролю равномерности освещения экспозиционного окна.
Предназначенный для копирования негатив или фильм на обращаемой кинопленке нужно тщательно просмотреть на монтажном столе: проверить все склейки, подклеить зарядные концы, произвести чистку фильма по всей глянцевой стороне и частично по эмульсионной (в тех кусках, где обнаружены какие-либо пятна или другие загрязнения). Тщательности требует также контроль состояния перфораций. В местах их повреждений необходимо произвести ремонт и подклейку.
Самым важным является определение экспозиции для печатания и составления паспорта.
В любительских условиях он составляется при просмотре на монтажном столе. Плотные отрезки негатива должны будут печататься с большей экспозицией, чем отрезки недодержанные. Нужно определить метраж всех этих кусков и в строгой последовательности занести в паспорт с указанием деления регулятора экспозиции (номер света) на кинокопировальном аппарате.
В процессе копирования по мере печати придется регулятор экспозиции переставлять в соответствии с указанными номерами света в паспорте - это называют установкой света.
Для того чтобы наиболее правильно определить нужные экспозиции, предварительно с отдельных фазных по плотности) кусков печатают пробы и проявляют их Пробы изготовляют так: на позитивную кинопленку печатают изображение с нарезок негатива при всех экспозициях, проявляют, а затем выбирают наилучшее по плотности изображение, определяя тем самым и номер света.
Этот способ дает возможность в процессе копирования выровнять весь фильм по плотности. Черно-белый позитив, изготовленный с различных негативов без соответствующих экспозиционных поправок во время печатания, оказывается не выравненным по плотности.
Пестрота изображений в позитиве будет мешать нормальному восприятию фильма зрителями.
Намного сложнее копировать цветные фильмы, что вызвано отклонениями баланса слоев от оптимального значения негативной и позитивной цветных кинопленок. Поэтому при копировании требуется цветокорректирование, которое осуществляют с помощью корректирующих светофильтров для всех трех слоев. Сложность их подбора и применения не позволяет использовать копирование цветных фильмов в любительских условиях и по силам только профессиональным хорошо оснащенным лабораториям. В случае необходимости тиражирования цветных фильмов нужно обращаться на специализированные фабрики фоторабот, выполняющие такие заказы.
|